Понедельник, 20.05.2024, 06:39
Приветствую Вас Гость | RSS
АВТОРЫ
Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) [120]
Сальников Алексей (salnikoffaleksei15)
Форма входа

Поиск

 

 

Мини-чат
 
500
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика © 2012-2023 Литературный сайт Игоря Нерлина. Все права на произведения принадлежат их авторам.

 

 

Литературное издательство Нерлина

Литературное издательство

Главная » Произведения » Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) » Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) [ Добавить произведение ]

Зевс. Расплата

 

 

 

Начало поэмы

http://nerlin.ru/publ....-0-9400

 

Предыдущая глава

http://nerlin.ru/publ....-0-9454

 

 

                              120

Царь разглядел, что не тронуты мясо и вина,

Лишь у троих были кубки с напитком в руках,

С радостью кинулась к Зевсу богиня Афина:

«Слава судьбе, ты живой, только ярость в зрачках!»

«Боги, не ждите сейчас от меня объясненья! –

Властно изрёк властелин, занимая свой трон. –

Кто-то из вас пожелал моего устраненья.

Гера-царица, сын Феб или ты, Посейдон?

 

                            121

Молнии быстро вернуть! – приказал царь Гермесу. –

Стикс, ты свободна, Совету сейчас не нужна!

Дочь Артемида, гуляй по любимому лесу,

Если не хочешь, как брат, выпить с Герой вина!»

Переглянулись все боги, услышав тираду,

Быстро умолкли они, как ручьи подо льдом,

Грозный  тиран посмотрел на жену и Палладу:

«Собранный ныне Совет станет строгим  судом!

 

                            122

Хочется быть перед вами сейчас откровенным:

Кажется, с помощью Гипноса был я пленён!

Думаю, склонен к поступкам таким дерзновенным

Тот олимпиец, чей ум был извне помутнён!

Видел с порога я тень ускользающей Аты,

Значит, с кого-то повязку снимала она!

Все оставляют следы, даже те, кто крылаты!

Двое известны мне – Ата, а также бог сна!

 

                           123

Мог лишь безумец забыть о своём положенье –

Место Аида занять поспешил Аполлон!

Значит, сын Зевса у Геры теперь в услуженье?

Или оставив Парнас, посягает на трон?

Разве забыл Феб, кто мучить заставил Латону,

Кто не позволил рожать ей на тверди земной?

А не за это ль он мстил беспощадно дракону?

Знал же, что Гера явилась гоненьям виной!

 

                            124

Брат Посейдон, пережил ты мгновенья лихие

Или с племянником будешь бороться за трон?

Мало тебе было власти над водной стихией,

Может, прельстили царица и мой небосклон?»

Зевс, не взглянув на него,  вырвал скипетр у Геры,

С силою стукнул об пол, всем с тоской говоря:

«Что же случиться могло, что лишились вы веры

В младшего брата, супруга, отца и царя?»

 

                            125

Бороду тронул ладонью морской повелитель:

«Я пред тобой, Олимпиец, во всём виноват!

Я этот бунт затевал,  как титан *Промыслитель,

И наказанье готов понести я стократ!»

Вымолвил вдруг Аполлон, на тирана не глядя:

«Мудрость гласит: «Меч не рубит повинных голов!»

Знай же, властитель, неправду здесь высказал дядя –

Я на тебе завязал сотню крепких узлов!»

 

                           126

Зевс посмотрел на орла, что сидел у престола:

«Печень придётся клевать – не смотри, что жена…»

Гера вскричала: «Не я здесь достойна *обола!

Ты же узнал, повелитель, чья в бунте вина!»

«Я доверялся тебе в государственном деле,

Верил пред свадьбой, что будешь опорою мне,

И засверкаешь умом ярче дивной шпинели,

Станешь тирану Олимпа ценнее вдвойне!»

 

                               127

 «Что ты лукавишь? – вдруг вспыхнула гневом Аргея. –

Вспомни Европу, Данаю и прочих девиц!

В Тартар тебя сбросить нужно, ничуть не жалея,

А не склоняться, как эти безвольные, ниц!»

Тут осеклась и умолкла Олимпа царица,

Видя, как члены Совета раскрыли глаза –

Рядом с царём бесновалась жена-бунтовщица,

Взглядом впиваясь в него, как в добычу гюрза!

 

                            128

Вдруг перед Зевсом явился Гермес быстроногий,

Связку губительных молний доставив отцу,

И зашептались в волненье великие боги:

«Злое деянье супруге царя не к лицу!                         

Надо её наказать остальным в назиданье,

Чтобы никто не стремился расшатывать трон!

Пусть, как и Зевс, испытает царица страданье,

Чтобы слезами её полон был *Ахерон!»

 

                            129

Царь отрешённо взглянул на прозрачное небо,

Молча решая одну из нелёгких задач:

Как наказать по делам Посейдона и Феба,

Чтоб было ясно, судья – не жестокий палач!

Зевс не считал, что судилище это – победа,

Но понимал, справедливая кара нужна!

Вдруг, повернувшись, узрел у дверей Ганимеда,

Дивного юношу с полным кувшином вина.

 

                            130

Мальчик хотел совершить для царя возлиянье,

Но от себя отодвинул правитель сосуд,

Вспомнил Властитель своё неблагое деянье,

Над бунтарями пытаясь свершить правый суд:

...Отрока Зевс обнаружил на пастбище Иды,

Где отдыхал иногда от ревнивой жены —

Там, на вершине, спокойно сгорали обиды

В крепких и тёплых объятьях земной тишины.

 

                             131

Как-то услышал он  громкие звуки свирели –

Гнал пастушок по лугам белоснежных овец.

Зевс пожалел вдруг юнца: «Поднят рано с постели…

Как он прекрасен! А кто его мать и отец?»

Образ охотника принял властитель мгновенно

И подошёл незаметно к тому пастушку:

«Мальчик, играешь на дудке ты самозабвенно!

Кто ты,  и чьё  это стадо, скажи  старику!»

 

                           132

 «Я – Ганимед, и пасу здесь отцовское стадо,

Областью этой владеет  родитель мой Трой!

Я провожу к повелителю, если так надо,

Город растущий  увидишь внизу под горой!»

«Нет, пастушок, мне не нужно спускаться к столице –

Я заблудился немного, бредя в темноте!»

Зевс посмотрел на подростка, сжав посох в деснице,

Вновь удивился тиран молодой красоте…

 

                            133

Через мгновенье был царь на Олимпе высоком,

В уединении стал размышлять о юнце:

«Кровь с молоком? Нет, пожалуй, с живительным соком –

Как совершенны черты на прекрасном лице!

Обликом он превзошёл самого Аполлона,

Но молодой пастушок – это смертный простой!

Мог бы он стать образцом для богов пантеона,

И удивлять всех  бессмертных  своей  красотой!

 

                            134

Но для богов тридцать лет в Ойкумене – мгновенье,

Я рассуждаю, а там дни летят, как во сне!

Чтоб красоту сохранить, принимаю решенье –

Грозный орёл  принесёт Ганимеда ко мне!

А быстроногий Гермес даст отцу откупные,

Чтоб воровством не обидеть царя и жену!

Мальчика этого скоро забудут родные,

Я же подарками бога заглажу вину!»

                       

                            135

Зевс устыдился, что было нечестным деянье –

Родичи юноши  часто  пускали слезу:

«Бросил верховный правитель нам, как подаянье,

Двух белоснежных коней и златую лозу!»

Нет уже Троя и сына правителя – *Ила,

*Лаомедонт, их потомок, царит в городке,

Жизнь у которого ныне кислее кизила –

Жадность набила мозоли на царской руке!

    

                             136

Принял решение царь без подсказки Фемиды:

«Вот приговор вам, сын Феб и мой брат Посейдон:

Крепкой стеной обнести поселенье у *Иды,

Чтоб неприступным смог быть городок *Илион!

Не беспокойся, мой брат, о седых океанах,

В водах  бескрайних твоих будет править Нерей!

Сын Аполлон!  Ты теперь  позабудь о пеанах –

Сделает стройка тебя и сильней, и мудрей!

 

                            137

Вестник  Олимпа  Гермес, объясни всё виновным,

Как наказанье отбыть им в обличье людей,

Как на земле оставаться всегда хладнокровным,

Даже в том случае, если хозяин – злодей!

К Лаомедонту, Гермес, отправляй их скорее,

Лица мятежных богов утомили царя!

Здесь бунтовщица осталась, двоих похитрее,

Ждёт наказанья виновная, злобой горя!»

 

Глоссарий к главе

   Аи́д — старший сын Крона и Реи, властитель подземного царства душ умерших. Люди, из страха старались вслух это имя не произносить. Аид мог становиться невидимым.  Имя «Аид» означает: «невидный», "незримый".

   Аполло́н — грозный и  могучий олимпийский бог,   сын Зевса и Латоны, брат-близнец богини Артемиды. Аполлон считается богом музыки и искусств, богом прорицания и покровителем стад и скота.

   Арге́я — эпитет  богини Геры, по легенде,  рождённой в Аргосе.

   Артеми́да, сестра-близнец бога Аполлона — «медвежья богиня» —  девственная, всегда юная богиня — покровительница зверей, богиня охоты. Но она не только охотница, она заботится обо всем зверье, которое живет в лесу, в горах  и на равнинах.  Может быть строгой и безжалостной в гневе.

   А́та (Ате, Атэ) — богиня обмана, заблуждения, ослепления. Постоянная  спутница и прислужница Геры.

   Афина — дочь Зевса,  рождённая из головы отца, олимпийская богиня справедливой  войны, военной стратегии и мудрости.

   Ахеро́н — холодная и горькая река скорби в подземном царстве мертвых.

   Ганиме́д — сын царя Троя(Троса) и нимфы Каллирои, прекраснейший из смертных. Он пас стада на склонах Иды, и из-за необыкновенной красоты своей был похищен Зевсом, пославшим за ним орла,  который унёс юного пастуха на Олимп. Там земной юноша получил бессмертие и стал виночерпием Зевса, разливая на пирах богам нектар.

   Ге́ра (властительница госпожа) — дочь Крона и  Реи, сестра и жена Зевса и царица Олимпа. Это самая могущественная из богинь Олимпа, но и она подчиняется своему мужу Зевсу. Однако, Гера часто вызывает у мужа гнев своим самоуправством и ревностью. Создавала заговор против Зевса,  с целью его свержения. Была наказана мужем, но прощена по просьбе богов Олимпа.  Гера — защитница и покровительница брака.

   Герме́с — сын Зевса, посланник богов, бог ловкости и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников; покровитель магии, алхимии и астрологии.

   Ги́пнос  (др.греч. «сон») — бог сна, сын Нюкты-Ночи и Эреба-Мрака, брат-близнец бога смерти Танатоса.  Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям.

   Дана́я — прекрасная царевна, дочь царя Акрисия, возлюбленная Зевса и мать его сына Персея.

   Евро́па — дочь финикийского царя Агенора, возлюбленная Зевса, мать его сыновей:  Миноса, Радаманфа и Сарпедона.

   Зевс, Зеве́с — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын,  и последний ребёнок титана Кроноса и Реи. Брат Аида, Гестии, Деметры, Геры и Посейдона.

   И́да — гора около города Троя.

   Ил — по одной из версий мифа сын Троя, основателя и первого царя города.  От имени Ила образовалось другое название Трои — Илио́н. Илион — второе название Трои, образованное от имени царя Ила.

   Лаомедо́нт — сын Ила,  внук Троя. В его царствование  город Троя был обнесён неприступной стеной. Стену построили боги Аполлон и Посейдон, отданные ему  в  рабство в наказание за участие в бунте Геры против Зевса и попытке свержения царя богов. Лаомедонт поклялся за постройку стены отдать  богам весь скот, уродившийся за год, но не сдержал обещания. Аполлон, желая наказать клятвопреступника, потребовал принести в жертву девушку, а Посейдон наслал на город морское чудовище, пожиравшее людей.

   Обо́л — плата за  перевоз через реку, предназначенная Харону.  У  эллинов существовал обычай класть покойнику в рот мелкую монету, обычно медный или серебряный обол, чтоб тот мог расплатиться с Хароном.

   Ойкуме́на, буквально — обитаемая земля, вселенная, мир.

   Оли́мп – высокая гора  в Элладе, место жительства высших эллинских богов, под властью великого Зевса. Именно из-за этой горы богов часто называют «олимпийскими»

   Палла́да — одно из имён-эпитетов Афины — олимпийской богини справедливой  войны, военной стратегии и мудрости.

   Парна́с — название горного хребта  в Фессалии, место постоянного пребывания бога искусств, сияющего Аполлона.

   Печень клевать — Зевс намекает на то, что непокорному Прометею было назначено за бунт жестокое наказание: орёл причинял ему мучения тем, что  ежедневно клевал у прикованного титана печень, которая за ночь снова отрастала.

   Посейдо́н — бог морей, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом. Cын Кроноса и Реи, брат Зевса, Аида, Геры, Деметры и  Гестии. При разделении мира Посейдону досталась водная стихия. 

   Промыслитель — Прометей, титан, дерзко воспротивившейся воле Зевса и восставший против него.

   Стикс — титанида, дочь Океана. Богиня одноимённой реки подземного царства Аида. Вода реки была священна, и боги в спорах клялись водами Стикс. Клятва считалась нерушимой и за отступление от неё даже богов постигала страшная кара: клятвоотступники лежали год без признаков жизни и затем на девять лет изгонялись из сонма небожителей.

   Та́ртар — один из самых таинственных богов, первый муж Геи и отец  змееногих гигантов. Бог неизведанного пространства. Описывается, как огромный могучий мужчина с  черной воронкой вместо лица. Владения Тартара, названные его именем, это — глубочайшая бездна, находящаяся под царством Аида, куда после титаномахии Зевс низвергнул Крона и титанов,  и где их стерегли сторукие исполины Гекатонхейры, дети Урана и   Геи.

   Трой (Трос) — по одной из версий мифа — основатель и первый царь Трои. От брака с Каллироей, дочерью, бога реки Скамандра, имел сыновей Ила, Ассарака и Ганимеда.

   Феб — «лучезарный», «сияющий» — эпитет бога Аполлона, родившегося в сиянии яркого света и осветившего собой весь  остров Делос.

   Феми́да — дочь Урана и  Геи, титанида правосудия.

             Продолжение следует

 

 

 

 

 

 

Категория: Сальников Алексей (salnikoffaleksei15) | Добавил: salnikoffaleksei15 (21.05.2021) | Автор: Алексей Сальников
Просмотров: 522 | Комментарии: 2 | Теги: Аполлон, Аид, Троя, Илион, Ахерон, Ганимед | Рейтинг: 4.9/11
Всего комментариев: 2
1
2 salnikoffaleksei15   [Материал]
Так боги (творцы человечества) своими пороками разнообразили свои создания, а теперь наблюдают за нами.
Благодарю Вас за отзыв!

1 kosmik2   [Материал]
Чем больше я вас читаю, тем больше убеждаюсь, что все человеческие пороки были заложены ещё тогда. Читал в школьном возрасте, но спасибо, что напомнили! up

Имя *:
Email *:
Код *:
                                                  Игорь Нерлин © 2024