Глава 3 ВОСПИТАНИЕ НАТАШИ
Домашнее воспитание и образование девушек. Строгая требовательность матери. Кротость учениц. Детские тетради Таши. Пушкин в доме Гончаровых. Наталья Ивановна допрашивает дочь. Трагическая любовь наташинои бабушки.
Сестры Гончаровы каждое утро начинали с занятий в классной комнате, даже если возвращались накануне с балов, из театров за полночь. Продолжали зубрить географию, английский и другие науки.
Девушек тогда обучали в пансионах, при монастырях, куда определялись, в основном, обедневшие, чтобы учиться за государственный счет.
В пансионах и в Смольном институте учениц держали в строжайшей дисциплине, в полной изоляции от света, семьи, друзей. Даже родителям разрешалось посещать своих девочек крайне редко. Может, поэтому все обеспеченные люди, которые имели возможность нанять учителей, обучали дочерей дома.
Девушки, закончившие Петербургский Смольный институт, как самые образованные и воспитанные, часто назначались фрейлинами императрицы или царевен. Но и домашнее образование иногда было не хуже. Мать Наташи и две тетки Екатерина Ивановна и Наталья Кирилловна Загряжские пансионов и институтов не кончали, но служили фрейлинами при императрице.
И большинство аристократов обучало девочек по-старинке дома: в основном, французскому языку, музыке и танцам, нанимая для этого множество гувернеров, гувернанток и учите-
62
лей, количество которых определялось толщиной кошелька родителей.
Дед Наташи Гончаровой Афанасий Николаевич выделял сыну на образование своих внуков ежегодно 40000 рублей — « для профессоров и наук».
Когда присланных на учебу детей денег не хватало, Наталья Ивановна, используя особенную привязанность дедушки к Таше, писала, что не хватает на обучение именно Таше. И Афанасий Николаевич тут же откликался. Посылал дополнительно полторы тысячи рублей, подчеркивая в письме: «но только на профессоров Натке» и на «Ташины проказы».
Ему нравились «проказы» Таши, увлекающейся цветами. Она разводила цветники не только в Полотняном Заводе, куда вся большая семья приезжала на лето, но и в Москве, и дед высылал ей семена разных цветов.
Вообще-то Афанасий Николаевич любил всех внуков, и не меньше, чем о младшенькой Натке, заботился о развитии старшего внука Дмитрия, наследника майората — неделимого огромного хозяйства Гончаровых, включающего множество имений с заводами и фабриками в разных губерниях России.
Дмитрий обучался в Московском университете, а когда готовился к выпускным экзаменам, дед оплачивал дополнительно про-фессоров, которые приходили к Дмитрию прямо на дом.
По просьбе внуков Афанасий Николаевич высылал им лошадей в Москву, заменял не понравившихся. Иван, третий внук, подросток еще, а тоже просил выслать ему в Москву лошадь. И дед откликнулся, послал коня, но беспокоился: «молодая лошадь, для тебя она слишком горячая... мало езжена...по твоим годам она для тебя не годится...сама еще ничего твердо не знает, т. е. без воли папеньки и маменьки на нее не садись».
И так бывало часто. Внуки слали ему свои рисунки, автопортреты. Дед очень радовался этим посланиям: «милые письма ваши принесли мне большое удовольствие... успехи ваши в науке достойны похвалы...к пяти вашим милым рожицам не достает у меня Сережиной рожи». Обещал прислать просимые дрожки с парой лошадей для учителя музыки. И журил внуков: «...фальшиво вас всех заставляют думать, что у меня сарай набит дрожками, их у меня только двое... дрожки надо покрасить, кое-что поправить, а потому ноне высылать их неможно».
И так постоянно Афанасий Николаевич присылал в Москву внукам то щенков и канареек, то связанные крепостными чулки, и про-
сил Дмитрия как старшего раздать их братьям и сестрам.
Брата Наташи Ивана отдали в частное учебное заведение. И только младший Сергей, он был младше Наташи на три года, как и девочки, обучался дома. Наташа тоже занималась с ним, в качестве учительницы истории.
Все домашнее образование девушек того времени проводилось с одной целью — подготовить девиц к замужеству: научить быть хозяйкой дома, умению нравиться мужчинам, чтобы найти жениха, умению занять гостей, вести по-французски светскую беседу.
В этом направлении Наталья Ивановна и воспитывала дочерей. Однако ее девочки изучали и географию, астрономию, историю Древней Греции и отечественную, а кроме французского — английский, немецкий и русский.
И по всем наукам писались сочинения. В Наташиных сочинениях царила поэзия: «Нет в природе величественнее, очаровательнее зрелища, как зрелище неба при восхождении и захождении солнца, которого вид составлен из много различных отливов света, разливающегося по облакам...»
Отдавая дань старинным русским семейным традициям, когда девочки чуть ли не с пеленок
64
начинали шить себе приданое, Наталья Ивановна учила дочерей шить, вышивать, вязать.
Лучше всего это получалось у Екатерины и Таши. Рукоделие целиком соответствовало характеру Наташи, смиренницы и молчальницы, любящей тихо сидеть в уголке, чтобы ее никто не задевал, чтобы она никому не мешала.
Особенно Таше нравилось вышивать на пяльцах, за которыми она и сидела все свободное время, тем более, что мать строго следила, чтобы девочки никогда не бездельничали, не проводили время в пустой болтовне или в созерцании, сидя у окна.
Александра, хоть и неплохо вышивала, шить не любила, предпочитала занятия музыкой. И мать не стала настаивать. Азя выросла замечательной музыкантшей.
А Таша украшала своими вышивками подушки, простыни, скатерти, занавески, накидки. В московском доме и в Полотняном Заводе она обшивала сестер, помогая портнихе.
Простая и непритязательная в быту, Наташа любила красиво одеваться. Наряды требовали больших расходов, на которые Гончаровы не имели средств. И Наташа любила и умела так комбинировать и украшать имеющиеся у нее платья, что они выглядели новыми и нарядными.
65
У нее явно был особый талант моделирования. Новых платьев ей практически не покупали, приходилось донашивать одежду старших сестер. Но она где-то перетянет рукава или талию, прицепит к платью цветок, а на шею бархотку, или просто накинет шаль на плечи. И сестры удивлялись, глядя, как надоевшее, ношеное-переношеное ими платье, переданное младшей сестре, вдруг расцветало на ней. Катерина так просто злилась и, завидуя таланту Таши, бывало, требовала платье обратно. И Наташа, по доброте душевной, возвращала ей платье.
Колдовать над своими нарядами Наташе очень нравилось, поэтому выглядела она всегда оригинально, имея в туалете какую-то изюминку. То же бывало и с прической. Модно было носить букли, а Наташа редко их делала, так как считала, что они ей не идут. Она поднимала волосы и отводила назад, что делало еще изящней, и без того прекрасную шею.
Таша и при гостях часто садилась в уголке с пяльцами или шитьем и просиживала так весь вечер, не поднимая головы. Но слушала разговоры внимательно, поэтому когда ее спрашивали, ставила лыко в строку, отвечала, хоть и ; смущаясь, впопад.
Отец, Николай Афанасьевич, когда еще был здоров, сам обучал детей музыке, игре на
66
скрипке и виолончели, которыми владел замечательно.
Сам он был превосходно образован и начитан, блестяще говорил по-английски, по-немецки и по-французски, хорошо знал русскую и зарубежную литературу.
Когда еще отец был здоров, несмотря на большую занятость, он часто читал детям вслух, делился своими обширными знаниями.
И Наталья Ивановна многому учила детей сама. Она понимала, сколько трудностей ждет ее детей при разоренном хозяйстве, больном отце, как тяжело будет выдать замуж бесприданниц-дочек, поэтому особенно важным считала нравственное воспитание детей. Оно пронизывало весь образ жизни детей, все их образование. А дочерей мать воспитывала в такой строгости, какой не бывает и в монастырях, в страхе Божием. Девицы не смели и своего мнения иметь, а уж тем более высказывать его.
Их учили не пускаться с посетителями дома вообще ни в какие серьезные рассуждения. И уж когда взрослые говорят, барышни могли только молчать и слушать, считая высказываемые старшими мнения непреложными истинами. Учили быть приветливыми и обходительными.
Основой нравственности, в первую очередь, являлось религиозное воспитание, и не
67
теоретическое, хотя и этому уделялось немало внимания, а прививалась действенная религиозность.
Обязательным было посещение церкви по праздникам. Молитвы по «пространному молитвослову» — ежедневно. История христианства изучалась очень подробно. О подвиге Христа ежегодно писались сочинения.
«Христос умер, показав нам, что для достижения царства Божия мы не должны страшиться никаких мук, никаких лишений, должны жертвовать всем и, главное, — смиряться».
«Христос — самый чистый и непорочный человек — умер смертью последнего грешника. Страдал, как человек...», — писала десятилетняя Таша в ученической тетрадке.
В церкви запрещалось жалеть деньги, данные на милостыню, нельзя было отказывать просящему. В правилах жизни было: «никогда не говорить неправды, даже невинной, если же случится невольно, то сейчас же самой опровергнуть сказанное». Безнравственным считалось таиться от матери, отца, и уж тем более от мужа в будущем, к нему же тоже питать доверие, как и ко всем остальным.
Не обещать ничего, не посоветовавшись с человеком, к которому имеешь полное доверие. Никогда никому не отказывать в просьбе, если только она не противоречит твоему понятию о
68
долге. Стараться до последней крайности не верить злу или думать, что кто-нибудь желает тебе зла. А какие важные для поведения в обществе были воспитаны качества! «Если думаешь не так, как говорит твой собеседник, то не спорь, а просто молчи. Не говори, если тебя не спрашивают. Если же спросят, то прежде чем высказать свое мнение, хорошо подумай, а не из чувства ли противоречия ты думаешь иначе, или из зависти».
«Старайся никогда не рассказывать ни про кого ничего дурного, исключая тому, кто должен это знать». «Не осуждай никогда никого ни голословно ни смысленно, а старайся найти, если не оправдание, то его хорошие стороны, могущие возбудить жалость, а осуждение оставь Господу Богу и Государю, сам же старайся не поступать так же, как он, и молись за него, исключая, конечно, грешников, но и их учись жалеть, ибо «он душу свою погубил навеки».
Требовалось уступать всем во всем, что можешь, жертвовать собой так, чтобы никто, кроме Бога, этого не знал. И все эти правила жизни нужно было читать каждый день перед молитвой и просить Господа о помощи, чтобы идти дальше этим путем. Главным же правилом должно было стать смирение.
Отец сам сочинял стихи, любил читать стихи, поэтому и детей обучал стихосложению.
69
Десятилетняя Таша старательно описывала в ученической тетрадке правила стихосложения с примерами из Хераскова, Сумарокова, народных басен. Откуда-то она выписала удивительную басню о Соловье, Галках и Воронах:
... пришла опять весна,
где друг души твоей? Ах, нет его! Зачем он скрылся? Зачем... в лесочке поселился Хор Галок и Ворон.
Они и день, и ночь
Кричат, усталости не знают И слух людей — увы!
безжалостно терзают. Что ж делать Соловью?
Лететь подале прочь. Жестокие врали и прозой
и стихами! Какому Соловью петь
можно с вами!
Девочка уже умела отличать толпу завистников и сплетников от пения Соловья. И писала в ученической тетрадке совершенно взрослое наблюдение, возможно, испытанное в раннем детстве: «Люди с неудовольствием смотрят на совершенства других, думая, что их слова помрачают их, что их добрые качества унижают их».70
Чтение книг очень приветствовалось, но... только полезных, .. просвещающих разум. А вот чтение романов, хоть и не запрещалось, но поучение не читать их, не слушать при чтении другими, «если можешь это сделать, не расстраивая удовольствия других», звучало, как
Божий наказ.
О прочитанных книгах девочки вели записи, длинные и короткие, на какие настроение было. И большие цитаты из читаемого, все о том же, о нравственных качествах человека: «сочувствие способно своим влиянием пробудить в человеческом сердце кроткие чувства любви и привязанности. Найдется очень немного таких людей, даже из числа наиболее грубых и суровых, на которых сочувствие не оказало бы своего благотворного влияния. Оно действует гораздо убедительнее всякой силы. Так, доброе слово и ласковый взгляд производили желаемое действие на тех, над которыми тщетно были испробованы всевозможные принудительные меры.
Сочувствие призывает к любви и послушанию, тогда как жестокость и суровость, напротив, взывают лишь к сопротивлению и вселяют чувство ненависти. Прав поэт, сказавший, что сама власть не имеет и половины той силы, какую имеет кротость».
71
Вот какие высказывания мудрых предков воспитывали тихоню Наталью, восхитившую Пушкина своей божественной кротостью.
«Чем скромнее и строже наша жизнь, — старательно выписывала девочка в разлинованной карандашом тетрадке, сшитой из фамильной гончаровской бумаги, — тем она счастливее, ибо жизнь, свободная от эгоизма, имеет способность убивать в нас пороки, заглушать себялюбивые желания, укрепить душевные наши силы...»
Она уже и к роли матери себя готовила, выписывая заинтересовавшие ее мысли: «Великая цель воспитания это свобода, и чем скорее вы доведете ребенка до этой точки нравственного развития, на котором он носит закон в самом себе, тем скорее вы из него сделаете человека, в полном смысле слова... Распущенность в манерах всегда влечет за собой распущенность принципов... Кроткое милосердие есть истинно отличительная черта благородства». «Если трудишься в молодости, то будешь иметь покой в старости». «Хоть учение трудно, однако, плоды его сладки... Избегайте праздности, ибо она есть источник всех пороков... Человек питается плодами трудов своих... Праздный всегда бывает скучен...»
Вот такие цитаты из «полезного» чтения делали девочки-дворянки начала девятнадцатого
72
века, обучающиеся на дому и совсем не готовящие себя к службе, к тому, что мы называем теперь работой.
Женщину и ее детей тогда содержал муж или наследство. И тем не менее девочек Гончаровых тщательно готовили к большому труду.
И нравственные начала пронизывали все обучение. Девочка Наташа в тетрадке по российскому синтаксису старательно писала ореховыми чернилами примеры к грамматическим правилам: бережлив, дерзок, жалостлив, ласков, добродетельный человек, полезная книга, разумное существо, вижу чудеса Божий, избегайте праздности, быть тронуту, быть скромну»... «труд сам по себе, независимо от его результатов, одно из самых живейших удовольствий».
Говорили и писали тогда в образованных семьях только по-французски, даже думали по-французски. Поэтому языку Наталья Ивановна обучала всех детей чуть ли не с пеленок. Несколько раз меняла учителей, шерстила учеников почем зря, если отлынивали.
Дома разрешала детям говорить только по-французски и теперь радовалась, что и сыновья, и дочери без всяких затруднений поддерживают светские беседы, почти без ошибок пишут письма на французском.
Однако часто занятия с матерью проходили нервно, а то и с рукоприкладством.
73
Распорядок дня Наталья Ивановна установила для детей наистрожайший, как когда-то ее приемная мать.
Вставали в половине восьмого и сразу становились на молитву. Освободить от нее могла только болезнь. После этого обтирались до пояса, мать этого требовала неукоснительно. Умывались, чистили зубы, причесывались и одевались, помогая друг другу, без слуг. Наталья Ивановна вообще разрешала детям прибегать к помощи слуг только в крайнем случае, когда нельзя было обойтись без этого.
До чая надо было еще сделать домашние задания по урокам. Для отдыха предписывалось погулять в аллее хотя бы минут двадцать, а лучше — полчаса. Снова садились за работу.
После завтрака опять гуляли полчасика, потом шли в класс и ждали учительниц. Если учитель задерживался, не лентяйничали, не баловались, а повторяли старые уроки. После обеда можно было читать и гулять, но главным требованием матери было — всегда быть занятым, не убивать время.
Пушкин ломал голову, почему Гончаровы не принимают. Три девицы на выданье. Тут бы распахнуть двери дома для женихов, ан — нет. Жили Гончаровы тихо и уединенно.
74
- От бедности, — говорил Толстой Пушкину, - хоть и знатный род, но — разорившийся, бесприданницы Гончаровы.
- Нет, — возражал Пушкин. — Приемы и просто с чаем можно устроить без больших затрат. Вывозят же девиц Гончаровых не без некоторой роскоши: в карете, в дорогих нарядах. Что-то тут не то.
С нетерпением ждал он, когда, как договорились, Толстой-Американец принесет ему приглашение-разрешение Гончаровых.
Наталья Ивановна Гончарова и не подозревала, что Пушкин облюбовал ее младшую дочь. Видеть у себя Пушкина давно уже было честью каждого дома.
Его допустили. Жили Гончаровы в Москве в собственном доме, большим двором, на Садовом кольце между Малой и Большой Никитскими улицами и Скарятинским переулком, занимая целый квартал.
Дом деревянный, по фасаду небольшой, всего в три окна, а вдоль двора вытянулся на двенадцать окошек, с мезонином, флигелями и множеством дворовых построек: погребов, людских, конюшен, каретной...
Жили, как и Пушкины, скромно, уставив приличной мебелью только гостиную. В остальных комнатах мебель была старая, изъеденная шашелом, из Полотняного Завода, та,
75
которую Афанасию Николаевичу не жалко было отдать семейству сына насовсем.
Гувернантки и учителя ютились в одной комнате, разделенной дощатой перегородкой, а дворовые и вовсе — в чуланах, каморках, в кухне, спя прямо на полу, на старых одежках, а то и просто на рогоже.
По вечерам ложились рано, чтобы экономить на свечах. Да стеариновые свечи и зажигались лишь по большим праздникам, а в будни — только сальные, а то и вовсе жгли олеин — жидкое говяжье сало* отделяемое при выделке стеарина.
Москва жила в основном своим натуральным хозяйством. И у Гончаровых все было свое: фрукты из сада, овощи, коровы, куры, лошади, сани, кибитка...
Наталья Ивановна с любопытством рассматривала Пушкина, а девицы, хоть и держались чинно, однако, по глазам их Пушкин видел, что рады они приходу поэта, готовы слушать и слушать... Только Натали была сдержанна, как мать, и молчалива.
«Что это, пренебрежение, гордыня красотки, - гадал Пушкин, — холодность равнодушной натуры?»
Он пытался разговорить Натали, она смущалась, краснела и старательно уходила от разговора, однако слушала Пушкина и других
76
77
внимательно и заинтересованно. Но стоило Пушкину снова обратиться к ней, она пугалась, как птаха, краснела, молча замирала. По всему ее виду было заметно, что готова была сквозь землю провалиться от внимания к себе. «Так ведут себя неопытные влюбленные, — размышлял Пушкин, — но что Наташа влюблена - не похоже, скорее она похожа на снежную королеву, с ледяным сердцем, неспособным к любви».
Пушкин на людях обычно ломался, кривлялся, был порывистым, часто насмешливым и дерзким, теперь он был тих и сдержан, фактически не затевал разговора, только отвечал на вопросы, а вопросов у старших сестер Гончаровых к нему было много, лишь Натали сидела молча.
Сестры с большим вниманием смотрели на смущающегося Пушкина.
«Он похож на иностранца, — успела отметить про себя Наташа, — а в глазах огонь полыхает». И тут же опустила ресницы от натиска этого огня. И больше уже глаз не поднимала. Она поняла сразу, что Пушкин явился к ним из-за нее, и обмирала от страха и смущения. «Одет по последней моде: в панталонах и туго обтягивающем в талии фраке, с пышным в плече рукавом, что делает его узенькие для мужчины плечи широкими и мужественны-
ми, — думала старшая из сестер Наташи Катерина. — Жилет с потайным кармашком для часов, рубашка с накрахмаленным воротничком, на шее — галстук-шарф, завязанный бантом, в руках — широкополая шляпа «боливар»/ее было модно именно носить в руках, а не на голову надевать/, трость, перстень на большом пальце и длиннющий ноготь. Большие ногти у мужчин нынче в моде, но чтоб такой... Это уже слишком экстравагантно».
— Говорят, повязывать эти галстуки — большое искусство, сорок способов, — прошептала Катерина Азе.
— Словно Онегин: «как dandy лондонский одет», «надев широкий «боливар», Онегин едет на бульвар», — подхватила Александра, она все новое пушкинское тут же выучивала наизусть.
Александра и Катерина гадали, кем же из них заинтересовался Пушкин. Они не сомневались, что Пушкин неспроста появился в их семействе.
— О чем вы там шепчетесь? — одернула Наталья Ивановна дочерей.
«Как же он страшен! — думала Наталья Ивановна. — Ужасно заросшие черные бакенбарды. Прямо — черт, да и только. Голова вся в меленьких каштановых кудряшках, как у мерлушки. Глаза — выпученные и белые, как у мертвой рыбины. А маленький-то, какой маленький и ху-
денький, прямо отрок, а, говорят, ему под тридцать. И жуткие когти на руках».
Она тоже понимала, что Пушкин явился к ним не зря. Какая-то из ее дочерей приглянулась ему. Но которая?
Скоро Наталья Ивановна приметила, как юлит поэт перед ее младшенькой и как та замирает при его приближении. Похоже, что Таша с поэтом уже где-то видалась, уж очень пугается тихоня даже взглядов Пушкина. Это не понравилось Наталье Ивановне. Хоть и известный сочинитель Пушкин, но жених — незавидный, ветреник и в карты, говорят, играет, помногу проигрывая, куражничает. По рукам ходила некая хулиганская и богохульная «Гавриилиада», которую приписывали Пушкину.
Хоть он и отказывается, говорит, что скандальную поэму написал его покойный друг, да и разве признаешься, если тайная полиция ищет автора.
Наталья Ивановна сама-то не читала это сочинение, но достойные люди поэму осуждали, значит, произведение того стоит. У царя не в милости, из ссылки недавно вернулся и, говорят опять же, нимало не остепенился. Да и Ташке замуж рано, шестнадцать лет всего, сперва старших дочерей надо замуж выдать. А, значит, и нечего девчонке голову забивать. Но
79
отказывать от дома не стоит, какой-никакой, а — жених, может, и других привлечет.
Пушкина пригласили и далее бывать в доме Гончаровых. Только поэт откланялся, Наталья Ивановна стала пытать Ташу, где и как та познакомилась с поэтом, о чем говорили, почему Наталья так смущается от его взгляда.
Наташа рассказала, как виделись, не знакомясь, у Йогеля, потом на голицынском балу вместе с сестрами... А на остальные, очень строгого тона, вопросы матери ответить не могла. Ну откуда ей знать, что краснеет, она же не видит себя со стороны. А если и краснеет, то совсем не знает, почему. Поэтому весь допрос матери закончился, как часто бывало, слезами Таши.
Наталья Ивановна отстала от дочери, но предостерегла:
- Будь с сочинителем поосторожнее, говорят, он словами женщин очаровывает и соблазняет. Нельзя верить мужским словам.
Она была уже опытной женщиной. Овдовев фактически при живом муже в тридцать лет, она, красавица, не была обделена мужским вниманием и в дальнейшем. Может, кто-то из поклонников даже серьезно был увлечен ею. Но сердце ее не отзывалось любовью и помнило о трагедии ее бедной матери.
Всю свою молодую энергию Наталья Ивановна направила на воспитание детей, а душу
отводила наедине с Богом. По мере взросления детей все более и более уходя к Господу.
Пушкин, действительно, вполне владел искусством обольщения. Если он решал вступить на эту тропу, то становился до такой степени любезным, блестяще остроумным, галантным, что ни одна женщина не могла устоять перед таким кавалером, и, хоть на немного, но увлекалась им.
Пушкин, среднего роста, вообще-то некрасивый, в присутствии нравящихся ему женщин совершенно преображался, глаза голубели и влажнели, что придавало им какой-то будоро-жащий завлекающий взгляд, лицо, оживленное азартом и нежностью, становилось красивым, голос певучим и задушевным.
Ну, и самым завлекательным для женщин был, конечно же, талант поэта. Большинство мужчин, современников Пушкина, не успели еще разгадать этот талант, стихи тогда писали все, даже слуги, были и талантливые поэты, так что к Пушкину, еще совсем молодому для литературы и славы человеку, критики, издатели, мужчины в основном, только приглядывались.
А вот женщины, при своей повышенной чувствительности к слову, давно выделили Пушкина среди всех поэтов. Он к тому же был отличный танцор и краснослов. Стоило ему появиться в каком-то салоне, в театре, как вокруг
81
него тут же собирался женский кружок. Его рассматривали, прощая небрежность в одежде, старались побыть с ним, послушать его, а барышни все были просто влюблены в поэта и относились к нему с благоговением. Так что у Натальи Ивановны были очень веские основания для предостережения дочери, и не только поэтому...
Мать Натальи Ивановны, красавица Ульри-ка Поссе, живя в Лифляндии, девчонкой доверилась русскому гвардейцу Ивану Зафяжскому из стоявшего в городе Дерпте полка.
Сумел Иван Зафяжский столько наговорить юной баронессе ласковых слов, что та влюбилась в него. Честь однако, блюла. Но Зафяжский тоже влюбился в красавицу и не мог уже отступиться. Поняв, что девица, хоть и влюблена в него, но ни за что не поддастся ему без брака, гвардеец, до сего времени выступавший перед девушкой холостым человеком, хотя оставил в России жену и троих детей, решил жениться на Ульрике. Подговорил своих друзей не выдавать его и даже способствовать новой женитьбе.
Зафяжский попросил у богача-барона руки его дочери, но барон резко отказал: разная вера у них, невеста — еще девочка и единственная дочь, барон не допустит, чтобы ее увезли в Россию.
Только невеста, несмотря на свой юный возраст, уже созрела, впервые полюбила, да так страстно, что не мыслила остаться без возлюбленного, а русский полк должен был вскоре возвратиться в Россию.
Втайне от отца Ульрика приняла православие, обвенчалась с Загряжским и отправилась с ним в Россию.
В свое подмосковное имение «Ярополец» под Волоколамском Загряжский привез юную баронессу уже беременной. Тут ее ожидал такой кошмарный сюрприз, который она не смогла перенести. Возлюбленный ее супруг, на которого она молилась, которому доверила свою судьбу, предав отца, потеряв тем самым огромное наследство, самый дорогой для нее человек оказался двоеженцем.
Загряжский не только не признался юной баронессе в своем дичайшем поступке до самого Яропольца, но и приехав в имение, объяснился только с первой женой, передал баронессу ей на руки, и умчался в Москву, предоставив женщинам самим во всем разбираться.
Впрочем, в те времена двоеженство было не так уж редко. Мужчины были настойчивы в удовлетворении своих желаний. Шли на двоеженство, только чтобы добиться своей девственницы-избранницы. Двоеженцем был отец матери Пушкина, дед поэта Осип Абрамович Ганнибал. Сошелся с псковской «прелюбодейкой», сбежал от семьи, когда ма-
83
лышке-дочери Надежде был всего годик, и женился на соблазнительнице без развода с первой женой.
Что могла сделать законная жена Ивана Загряжского, Александра Степановна, с этой обманутой девочкой, не желающей жить дальше, под сердцем которой уже билось юное создание ее мужа?
Попробовали сообщить о случившемся отцу-барону, но тот уже давно отрекся от опозорившей род дочери, заранее предвидя последствия ее вольности.
Он не пожелал ничего слушать о блуднице, а уж тем более видеть ее.
Страдания красавицы-баронессы были так мучительны, что ревнивое обиженное сердце Александры Степановны прониклось жалостью к сопернице.
Вскоре баронесса родила крохотную девочку, ее назвали Натальей.
Юную мать из дома не гнали, дите в приют не отдали. Александра Степановна, женщина умная, рассудительная, уже давно смирилась с ветреностью мужа, жалела Ульрику, записала ее малютку своей дочерью, с отчеством и фамилией подлинного отца.
Мать девочки так и не оправилась от удара, нанесенного ей возлюбленным, материнского счастья не испытывала, хворала, сохла на глазах,
85
была молчалива и замкнута, и через шесть лет умерла в Яропольце.
Александра Степановна вырастила ее Наталью вместе со своими тремя детьми как родную дочь, никогда ни в чем не упрекнув безвинное дитя. И наследство потом Загряжские поделили поровну между всеми детьми.
Этой осиротевшей почти в пеленках девочкой, унаследовавшей от матери необыкновенную красоту, и была Наталья Ивановна. И все ее дочери выросли красавицами, но небесную, романтическую и ослепительную красоту Уль-рики, в сочетании с удивительной доверчивостью и простотой в манерах, унаследовала одна Наташа.
Загряжские не афишировали внутрисемейные проблемы, но через слуг печально-романтическая история юной баронессы быстро распространилась по Москве, а когда дочка баронессы повзрослела, доброжелатели и ей рассказали об опрометчивой любви ее настоящей матери. Хоть добросердечные Загряжские искренне считали Наталью родной, печальная история ее матери и жестокосердного отца произвела на Наталью Ивановну тяжелое впечатление. К мужскому населению она стала относиться настороженно, но судьбе было угодно обмануть и ее надежды.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ: http://nerlin.ru/publ....0-10693
НАЧАЛО ЗДЕСЬ: http://nerlin.ru/publ....0-10687